Актуальность финансовой грамотности населения определяется сегодня возросшим социальным значением индивидуальных финансовых решений в обеспечении личного благосостояния граждан при получении образования, при создании семьи, рождении детей, приобретении жилья, в трудовой деятельности, выходе на пенсию и т.д. Роспотребнадзор наряду с другими организациями, в том числе региональным отделением «Объединения потребителей России», органами местного самоуправления, центральным банком РФ занимается сферой защиты прав потребителей финансовых услуг и повышением уровня финансовой грамотности населения. В истекшем году функционировала «горячая линия», куда поступали вопросы от потребителей, касающиеся финансово-кредитных организаций. Мы публикуем наиболее актуальные из них.
С банкократией можно бороться
– В какие сроки банки должны давать ответ на претензии клиента?
– Ответ должен даваться в 10-дневный срок с момента получения банком претензии.
– Правомерно ли установление в кредитном договоре штрафа за отказ заемщика от получения кредита?
– Законом РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 не предусмотрена возможность взыскания с потребителя неустойки за отказ от выполнения обязательств по договору. Потребитель имеет право в течение некоторого периода времени с момента заключения договора отказаться от исполнения договора без каких-либо последствий (ст. 32).
Кроме того, ГК РФ в качестве общего правила устанавливает, что заемщик вправе отказаться от получения кредита, уведомив об этом кредитора до определенного договором срока его предоставления (п. 2 ст. 821).
Установление иных последствий отказа от получения кредита в договоре с заемщиком существенно нарушает его права как потребителя.
– Правомерен ли банк при заключении кредитного договора для приобретения жилья требовать страхование жизни и здоровья потребителя?
– В соответствие с п.2. ст.16 Закона РФ «О защите прав потребителей» запрещается обуславливать приобретение одного товара (услуг) обязательным приобретением других товаров (услуг, работ). В соответствии со ст. 927 ГК РФ договор личного страхования является договором добровольного страхования. Неправомерным требованием банки лишают потребителя права свободного выбора услуги и возлагают на него дополнительные расходы.
Кто банкрот?
– Что делать, если терроризируют коллекторские агентства?
– Необходимо воспринимать их угрозы как реальные и обратиться в полицию или прокуратуру с записью разговора.
– Как проверить, относится ли организация к категории микрофинансовой?
– Информацию можно проверить на официальном сайте Банка России в сети Интернет (веб-адрес:cbr.ru), где помещен реестр в разделе «Финансовые рынки» – «Участники финансовых рынков» – «Микрофинансовые организации».
– Кто вправе подать заявление о признании гражданина банкротом?
– Сам должник, конкурсный кредитор (в т.ч. по требованиям о взыскании алиментов) и уполномоченный орган.
– Когда гражданин должен подать заявление о своем банкротстве?
– Если размер денежных обязательств по уплате обязательных платежей в совокупности составляет не менее 500 тысяч рублей.
– Какие суды рассматривают дела о банкротстве физических лиц?
– Арбитражные суды.
Людмила Белова,
главный врач ФФБУЗ «ЦГиЭ в ЛО в Кировском р-не»