Танго из Шлиссельбурга звучало в «Геликон-опера»

Лауреатом второй степени XVII Международного конкурса работ о Холокосте «Память о Холокосте – путь к толерантности» стал ученик девятого класса шлиссельбургской школы Павел Алексеев. Награду молодой человек получил за пьесу для симфонического оркестра «Танго».

В канун Международного дня памяти жертв Холокоста, который отмечается 27 января, в рамках «Недели памяти» в Москве прошла Международная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Холокост: память и предупреждение». Ключевое мероприятие «Недели памяти» – благотворительный вечер «Желтые звезды», который прошел в «Геликон-опера». На мероприятии президент фонда «Холокост» Алла Гербер вышла на сцену под звуки композиции Павла.
– Вы услышали музыку, которую написал 15-летний ученик 9 класса шлиссельбургской школы Павел Алексеев. Он написал ее под впечатлением, когда прочел о Яновском концентрационном лагере, где расстреливали евреев под звуки танго. История оркестра Яновского лагеря стала призывом, необходимостью для Павла написать эту музыку. Спасибо, вам, дорогой Павел.

Юный композитор
«Танго» – не единственное произведение Павла. Первой, увидевшей свет, стала песня «Розы расцветают» на стихи Жуковского, написанная в 12-летнем возрасте. Премьера состоялась в Шлиссельбургской музыкальной школе, которую он окончил по классу балалайки. Сейчас молодой человек дополнительно занимается на общем курсе фортепиано, а также обучается композиции. Это необходимо для дальнейшего поступления.
Будущее образование наш герой продолжит в музыкальном направлении, планирует поступать в музыкальное училище на теоретическо-композиторское направление. В будущем видит себя учителем именно в своей альма-матер, а также не хочет оставлять композиторское дело.
– В 7 классе на уроке музыки нам рассказывали о Холокосте. Мне эта тема показалась интересной, и я, так сказать, пошел «копать» дальше: читал литературу, посмотрел фильм «Восемь тактов забытой музыки», рассказывающий о событиях в Яновском концлагере. Мне, как музыканту, было обидно, что до сих пор не смогли восстановить произведение «Танго смерти». И я решил: почему бы мне не написать свою версию?
После изучения материалов в голове сложилась какая-то неопределенная музыка, которая впоследствии приобрела форму. Когда произведение было готово, я показал его школьному учителю музыки Наталье Владимировне Аникеенко, и мы вместе продолжили его доработку.
Музыкальная композиция имеет три редакции. Первый вариант Паша написал за неделю. Для этого он использовал базовый ритм танго в стиле хабанеры (прим. приближенный к танго кубинский танец). Однако автору показалось, что тема раскрыта недостаточно. «Чувствовалась некая недосказанность», – говорит мой собеседник. Так родилась вторая версия произведения. Она на полминуты длиннее и в ней есть часть, которая обращена памяти Холокоста, в третьей редакции эти правки отсутствуют.
Вместе с одноклассниками Павел участвовал в региональном проекте, посвященном событиям Холокоста. Ребята подготовили музыкально-литературную композицию. Текст дополнялся музыкальным произведением нашего героя, что усиливало посыл, вкладываемый школьниками в выступление. Тогда звучала первая редакция «Танго смерти», которую впоследствии отправили на конкурс. Дебют второй редакции состоялся в Москве, она была исполнена перед жюри.
– На мой взгляд, каждый ребенок должен хоть как-то коснуться темы Холокоста. На уроках истории мы только начнем изучать Великую Отечественную войну, но один из классных часов был посвящен этой катастрофе 20 века, – делится своей точкой зрения мой собеседник.

В основу идеи создания музыкального произведения «Танго» легла чудовищная история Яновского концлагеря, располагавшегося на окраине Львова.


Немцы построили лагерь на Яновской улице, отсюда и его название. В числе заключенных было много музыкантов Львовской консерватории и филармонии, их специально арестовали для создания оркестра. Во время пыток и казней он часами исполнял танго, которому узники дали имя «Танго смерти». Когда Красная армия подходила к городу, гитлеровцы ликвидировали концлагерь, уничтожив при этом более 7 тысяч человек. Последними расстреляли оркестрантов. Первым выстрелом убили дирижера, но «Танго» продолжало разноситься над лагерем. Один за другим из оркестра уходили инструменты, последней смолкла скрипка. Сегодня доподлинно не известно, какое танго звучало в Яновском лагере, сохранились лишь 8 тактов произведения. Восстановить композицию так и не удалось.

Желтые звезды
Мемориальный гала-концерт «Жёлтые звёзды» – финальная точка «Недели памяти-2018». Впервые за четыре года центральное мероприятие было открыто для всех желающих. Концерт – это не только подведение итогов работы конференции и награждение конкурсантов, это еще и благотворительное мероприятие, получить билет на которое можно, перечислив пожертвование. Все собранные средства направляются на программу Российского еврейского конгресса «Вернуть достоинство», в ее рамках в 2018 году в России запланирована установка 26 памятников жертвам Холокоста.
Традиционно на концерте выступают именитые артисты и подводятся итоги конкурса «Память о Холокосте – путь к толерантности». На конкурс были представлены десятки работ, выполненных студентами, школьниками и преподавателями. Павел участвовал в номинации «Творческие работы», его музыкальное произведение стало единственным, работы других участников были выполнены в иных жанрах.
– Конечно, эмоциональное воздействие от работы Павла сильное. Первоначально мы хотели сделать презентацию, но отказались от этой идеи. На сцене он рассказывал историю Яновского концлагеря и о самом музыкальном произведении: для какого состава оно написано и какие музыкальные инструменты задействованы для его исполнения. По окончании музыки звучит стихотворение Ларисы и Льва Дмитриевых «Танго смерти». В этот момент люди в зале плакали. После к нам подходили участники и просили поделиться музыкой, чтобы познакомить с ней своих учеников, – рассказывает наставница Павла Наталья Аникеенко.
Отправить работу на конкурс предложила учитель истории Елена Леонидовна Артемьева. Она давно занимается изучением темы Холокоста и вовлекла в эту работу Наталью Владимировну. Как признаются мои собеседники, о победе даже не думали, и поступившее в конце декабря приглашение приехать в Москву стало настоящим сюрпризом. Они очень переживали по поводу поездки, но все прошло хорошо.
От Кировского района на конкурс были приглашены также ученик Кировской гимназии имени Героя Советского Союза Султана Баймагамбетова Григорий Кондраченков вместе с преподавателем Галиной Владимировной Афанасьевой. Они представляли исследовательскую работу.
– Приятно, что моя музыка звучала на вечере памяти в «Геликон-опера». Под нее вышла председатель фонда «Холокост» Алла Ефремовна Гербер. Это это для меня очень значимо и приятно, – признается Паша.
К сожалению, музыкальная композиция написана в специальной компьютерной программе и никогда не исполнялась вживую. Артисты оркестра Яновского лагеря были расстреляны один за другим, и в своем произведении Павел отразил этот исторический факт: инструменты также последовательно умолкают, пока не остается лишь игра контрабаса.
– В моей грамоте написано: «За пьесу для симфонического оркестра», но я считаю, что произведение более камерное. В нем звучат такие инструменты, как скрипка, аккордеон, фортепиано, контрабас, и в средней части звучат два гобоя.
Дело в том, что сегодня бытует мнение, что во время Второй мировой войны Холокоста не было как явления. А мне хотелось как-то доказать людям, что он был, и об этом нужно помнить и знать, возродить память до конца. Дать возможность понять и представить, как люди жили в невыносимых условиях.
Во время работы конференции участники посещали музей, смотрели фильм, слушали выступления докладчиков. Все это не могло не затронуть всех причастных к исследованию этой сложной, тяжелой темы.
– Очень страшно осознавать то, что происходило в концентрационных лагерях. В докладах выступающих затрагивались абсолютно различные темы, связанные с Холокостом: быт, питание. Ключевым моментом на конференции для меня стал фильм, который называется «Страна игрушек», это немецкая короткометражная история о еврейской семье. Это стало ударом в сердце!
Наталья Аникеенко высоко оценивает музыкальное произведение и выступление своего воспитанника, отмечает, что его работа на фоне остальных была на уровне.
Их совместная работа продолжается, есть задумки на будущее: написать колыбельную, посвященную детям, погибшим в гетто. Порой дети находились в концлагере с родителями, и те, понимая, что уходят на верную смерть, пели для них колыбельные, успокаивая, готовя к неизбежному. Также будет продолжаться исследовательская работа. Несмотря на то, что тема Холокоста с каждым годом познается все глубже, остаются направления, которым стоит уделять особое внимание.
Мы желаем Павлу, Наталье Владимировне и Елене Леонидовне успехов в дальнейшей работе и поздравляем с победой.

Оксана ЧЕРНИКОВА
Фото из личного архива Павла АЛЕКСЕЕВА

 
По теме
Компас моряка – знания и характер - Гатчинская правда Ежегодно в марте Россия отмечает День моряка-подводника. Этот праздник многое значит для 84-летнего жителя Гатчинского района Анатолия Зеленина.
Гатчинская правда
«Детям-жертвам войны на Донбассе» посвящается… - Гатчинская правда В Гатчинском районе в д. Зайцево, на мемориале мирным жителям, погибшим в годы Великой Отечественной войны, состоялось открытие фотоэкспозиции «Трагедия Донбасса – Трагедия Ленинграда» и памятника детям-жертвам войны на Донбассе.
Гатчинская правда
Беседы о пожарной безопасности - Газета Лужская правда Инспекторы отдела надзорной деятельности и профилактической работы Лужского района еженедельно проводят профилактические рейды по предупреждению пожаров в жилом секторе.
Газета Лужская правда
«Гатчинские ассамблеи - 2024» приглашают! - Гатчинская правда 6-7 апреля Международный фестиваль-конкурс танцевального творчества «Гатчинские ассамблеи-2024» в десятый раз соберет в столице Ленинградской области поклонников танцевального искусства.
Гатчинская правда